Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта Далматовского района

Муниципальное образовательное учреждение

«Новопетропавловская  средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ЭКСПЕРИМЕНТА

«РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В УСЛОВИЯХ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                  Рассмотрена на заседании педсовета школы.

                                                             Протокол № ___ от___________ 20____ г.

 

 

                                    Рассмотрена районным экспертным советом

Далматовского района

                        Протокол № ___ от _______20__г                                                       

 

                                                       Утверждена на заседании Совета школы

                                                               Протокол № ___ от___________ 20____ г.

 

 

                                                           Введена в действие приказом директора  школы ______ И.Л.Жиделева     

                                        № ___ от________20____ г.

 

 

 

 

 

 

 

Новопетропавловское 2010


I раздел.          Паспорт программы эксперимента

 

1. Наименование программы эксперимента

Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы.

2.Заказчик программы эксперимента

Администрация школы

3.Разработчики программы эксперимента

Никитина О.А.- педагог-психолог

Согласова Н.К. – зам директора по УВР

4. Цель программы:

 

  Создание условий для выявления, поддержки и развития интеллектуально и творчески одаренных детей школы, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями каждого.

5.Задачи эксперимента

Ø  Определить оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие раскрытие и развитие способностей учащихся.

Ø  Разработать модель построения образовательного процесса обеспечивающая разработку основных подходов к раскрытию и развитию способностей учащихся.

Ø  Разработать технологию образовательного процесса, обеспечивающую разработку основных подходов к раскрытию и развитию способностей учащихся.

Ø  Разработать модель психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса, позволяющего отслеживать развитие способностей учащихся.

Ø  подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.

6.Сроки и этапы эксперимента

Программа реализуется с сентября 2010г. по июнь 2013 года

Первый этап диагностико-проектировочный (2010-2011гг.) 

Посвящен проблемному анализу деятельности, который включал анализ затруднений в практике педагогов, анализ состояния образовательного процесса, реализацию «Программы развития школы»; постановку цели эксперимента, определение объекта и предмета исследования, формулирование гипотезы и задач, разработку теоретической модели развития способностей учащихся, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий, продумывание компенсационных мероприятий;

Второй этап опытно-экспериментальный (2011- 2012 гг.)

включает проведение экспериментальной работы с целью проверки выдвинутой гипотезы и апробирования технологии раскрытия и развития способностей учащихся;

Третий этап аналитико-обобщающий (2012-2013 г.г.)

предполагает подведение итогов, формулировку выводов и заключения по проделанной работе, обобщение и внедрение результатов экспериментальной работы.

7.Гипотеза эксперимента

Наиболее полное раскрытие и развитие способностей учащихся будет происходить при наличии следующих психолого-педагогических условий:

Ø  будет создана теоретическая модель образовательного процесса, обеспечивающая разработку основных подходов к раскрытию и развитию способностей учащихся;

Ø  на основе разработанной модели будет создана технология развития способностей учащихся, предполагающая работу со всеми участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами);

Ø  будет разработана модель психолого-педагогического мониторинга образовательного процесса, позволяющая, на основе психологической диагностики, отслеживать раскрытие и развитие способностей учащихся.

Объект исследования

Детская одаренность

 

Субъект исследования

Обучающиеся 2,4,6,7,8 классов

Методы исследования:

 

Ø  теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

Ø  эксперимент;

Ø  опросные методы;

Ø  стандартные, адаптированные и проективные методики;

Ø  метод количественного и качественного анализа полученных данных,

Ø  метод моделирования.

8.Исполнители и соисполнители

Творческая группа педагогов, администрация, оги, обучающиеся 2,4,6,7,8 классов, их родители,

органы самоуправления.

9.Источники финансирования и ресурсного обеспечения эксперимента.

Финансирование программы осуществляется учредителем школы ( по согласованию), внебюджетные средства.

10. Контроль  и мониторинг за ходом эксперимента.

Координация работы по реализации программы осуществляется администрацией школы. Программа реализуется путем проведения мероприятий.

 Исполнители программы несут ответственность за своевременное выполнение программы, отчитываются на методическом совете школы не реже одного раза в четверть.

Руководитель творческой группы не реже одного раза в полугодие информирует педагогический совет о ходе выполнения программы.

11. Критерии оценки ожидаемых результатов внедрения новшества

Психологические:

  • Повышение уровня учебной мотивации;
  • Сформированность адекватной самооценки;
  • Способность к рефлексии;
  • Рост творческой активности, раскрытие творческого потенциала;
  • Снижение уровня тревожности

Педагогические:

Ø  увеличение количества  учащихся – участников предметных олимпиад (разного уровня),

Ø  увеличение количества  учащихся – участников НОУ «Эврика»

Ø  расширение сферы интересов обучающихся, более точное определение их способностей,

Ø  Повышение уровня конкурентоспособности выпускников;

Ø  Повышение общего уровня успеваемости обучающихся.

Ожидаемы результаты

1.      Наиболее полное раскрытие и развитие интеллектуальной и творческой одаренности  обучающихся, расширение сферы их интересов, личностное развитие,

2.      повышение учебной мотивации и познавательной активности ителлектуально  и творчески одаренных детей;

3.      повышение качества образования;

4.      развитие профессиональной компетентности педагогов в аспекте формирования интеллектуальной и творческой одаренности обучающихся

5.      Повышение показателя успешности детей на олимпиадах различного уровня, соревнованиях конкурсах.

 

Нормативно- правовое

 обоснование реализации

 программы

 

Программа разработана в соответствии с:

  1. Конституцией Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
  2. Семейным кодексом Российской Федерации от 29 декабря 1995 года, №223 – ФЗ с изменениями
  3. Конвенцией о правах ребенка
  4. Федеральным законом от 24 июля 1999г.  № 120-ф3 «Об основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  5. Федеральным законом «Об образовании» от 17 июля 1992 года №3266-1 с изменениями
  6. Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года 124-ФЗ
  7. Программа развития школы «Социальная адаптация сельских школьников» на 2010-2013 уч.год

 

II раздел.           Обоснование программы эксперимента

       Политический и экономический кризисы последних десятилетий, не преодоленные в России до сих пор, привели к серьёзным потерям интеллектуальных ре­сурсов - «утечке умов» за рубеж. Причины отъезда из страны деятелей науки, куль­туры и искусства объясняются, прежде всего, чрезвычайно слабым финансировани­ем государством этих сфер деятельности, лишающим их перспективы развития, а специалистов, в них занятых, - необходимого уровня жизни. Ситуация усугубляется ещё  и тем, что в стране остаются не реализованными в должной мере таланты, не собирающиеся её покидать. На этом неблагополучном социальном фоне произошло крушение идеалов нравственности и духовности, уступившим место умению «де­лать деньги» любым способом и любой ценой. Отсутствие зависимости материаль­ной обеспеченности от таланта, образованности и трудолюбия привели к смещению ценностных ориентиров у многих россиян, особенно у молодёжи, к снижению заин­тересованности родителей выявления одарённости у детей.

     Надо признать, что и до кризиса «эпохи перестройки» отношения в России к интеллектуальной экстраординарности, одаренности было чаще негативным, чем позитивным со стороны и государства, и учебных заведений, и обыденного созна­ния.

     Сегодня отношение к таланту в России меняется. Доказательством тому яв­ляются принятые Концепция модернизации российского образования и Приоритет­ный национальный проект «Образование». Данные государственные проекты одной из задач ставят: формирование профессиональной элиты, выявление и поддержка наиболее одарённых, талантливых детей и подростков.

Количество одарённых детей, уровень их образованности есть важнейшие политические показатели:

  • творческого, интеллектуального потенциала страны, гарантирующего ей развитие в будущем;
  • качества системы образования и её конкурентоспособности.

      Человеческий потенциал страны - её надежда, а талантливая молодежь -стратегический ресурс.

      Осуществление этой политики по отношению к одарённым детям в нашей школе затруднено удалённостью школы от культурных центров города, отсутстви­ем в селе  досуговых центров для подростков. Это затрудняет выявление одарённых детей, уменьшает их шансы быть замеченными и попасть под опеку государства. Проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей - это не только обязанность родителей и школы, но и других ведомств социальной сферы.

Проблема одаренности всегда находилась в центре пристального внимания ученых, педагогов, управленцев. Она содержит в себе целый ряд аспектов: психолого-педагогический, методический, организационный, философский, социальный и другие.

Современное состояние определяется рядом обстоятельств:

1. Осознанием обществом «человеческого потенциала» как важнейшей цели и основного ресурса исторического развития. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что прогресс цивилизации в большей мере зависит от исключительно одаренных людей. Однако, несмотря на то, что самые большие надежды на улучшение жизни и будущего всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми людьми, в детстве, как правило, им не удается «раскрыться» и проявить свою индивидуальность.

2. Ускорение динамики жизни, увеличение информационной и эмоциональной нагрузок на человека ставит перед ним и социальными институтами множество проблем, решение которых невозможно откладывать. Воспитание сегодня должно быть, прежде всего, воспитанием самостоятельности, творческой инициативы и социальной ответственности, которые друг без друга невозможны. В этой связи обучение и развитие одаренных детей составляет идеальную «модель» творческого развития человека, что чрезвычайно важно и для массовой образовательной практики.

3. В условиях современной России работа с одаренными детьми дает возможность преодолеть сложившийся антиинтеллектуализм в общественной жизни, фетишизацию усредненности, «обыкновенности» и отторжение неординарности и талантливости, вырастить «лидирующую» группу населения, в которую входят и одаренные люди с их неординарным подходом к окружающей действительности, сформировать новое качество образовательной системы.

4. Одна из задач федеральной программы развития образования — регионализация систем образования - обусловливает необходимость решения различных проблем обучения и воспитания, в том числе обеспечения системной работы с одаренными детьми в условиях средней общеобразовательной школы.

Педагоги Новопетропавловской школы используют в учебном процессе  в основном элементы современных образовательных технологий: личностно-ориентированное обучение, разноуровневое обучение, ИКТ, проектные методы, здоровьесберегающие технологии. Большинство уроков по данным внутришкольного контроля соответствуют современным требованиям. За последний год увеличилось количество педагогов, владеющих ИКТ.

 

Это оказало влияние на результаты образовательной деятельности.

 

Результаты успеваемости за 2005-2010 годы

 

Ступень

% успеваемости

% на 4 и 5

 

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

20092010

20052006

2006-2007

2007-2008

2008-

2009

2009-

2010

 

Начальная школа

100

100

100

100

100

51

49

36

41

40

Основная школа

100

97

100

100

100

37

38

40

42

39

Старшая школа

100

100

100

100

100

33

34

37

35

41

Итоговая успеваем.

9 кл

100

100

100

100

100

22

36

35

52

40

Из таблицы видно, что качество знаний на начальной ступени понижается. Это объясняется следующим:

- изменение контингента обучающихся. Растет число детей из неблагополучных семей, нуждающиеся в психолого-педагогической поддержке.

- слабый контроль за успеваемостью со стороны родителей;

- не все педагоги владеют и используют инновационные технологии обучения, воспитания и развития.

В старшей школе успеваемость и качество знаний обучающихся  в среднем имеют положительную динамику. Но качество по-прежнему ниже среднерайонного показателя.

 

           Сравнительный анализ качества обучения  за 2005-2009 годы

 

ОУ

2005-2006

2006-2007

2007-2008

   2008-2009

Новопетропавловская СОШ

37,8

40

36

37

Районный показатель

41

41,8

42,8

43

 

Низкие качественные показатели по сравнению с районными показателями могут объясняться тем,

- что не все педагоги владеют и системно используют инновационные технологии обучения, воспитания и развития,

- отсутствием системы работы с одаренными детьми,

- недостаточной работой педагогов по внеклассной работе по предмету.

 

      Более 60% обучающихся ежегодно принимают участие в работе предметных недель, олимпиад и конкурсов различного уровня, научно-практических конференций. Это позволяет развивать их интерес к предметам во внеурочной деятельности, расширять кругозор, развивать интеллектуальные способности.

 

Сравнительная таблица победителей и призеров предметных олимпиад районного и областного уровня.

 

школа

2005-2006

2006-2007

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Новопетропавловская СОШ

6/1

7/2

6

7

10

Далматовская СОШ №2

21

22

18

59

39

Уксянская СОШ

3

2

1

11

2

 

 В сравнении с другими школами района   Новопетропавловская школа имеет незначительное количество победителей и призеров районных и областных олимпиад, но наблюдается положительная динамика.    

На сегодняшний день учебно-воспитательный процесс в школе нуждается в модернизации содержания форм и методов, в усовершенствовании имеющейся материально-технической базы. Формирование школы направлено здесь на реализацию общих принципов демократизации и гуманизации педагогического процесса, на гуманитаризацию, дифференциацию и интеграцию обучения, на усовершенствование и дальнейшее развитие технологий обучения.

 

Таким образом, актуальность темы исследования определяется рядом противоречий:

-        между необходимостью создания системы социального взаимодействия образовательного учреждения с другими общественными институтами с одной стороны, и слабой разработанностью в современной отечественной системе образования методов, приемов работы соответствующих поставленной цели – с другой;

-        между академической успешностью ребенка в условиях средней общеобразовательной школы и возможностью его дальнейшей самореализации и социализации по завершению обучения;

-        между высокой потребностью разработанной материально-технической базы для работы с одаренными детьми в средней общеобразовательной школе и отсутствием подобных материальных, педагогических ресурсов;

-        между особыми потребностями развития одаренных детей и недостаточным уровнем психолого–педагогической культуры родителей и педагогов, не готовых к восприятию одаренности своего ребенка;

-        между высоким уровнем способностей ребенка к определенному виду деятельности и неблагоприятными социальными и психологическими факторами, мешающими их раскрытию.

 

 

                  III Раздел. Перечень действий по реализации программы эксперимента.

Цель: создание постоянно действующей  системы выявления, воспитания, образования и поддержки интеллектуальных и творчески одаренных детей

 

Мероприятие

Сроки

Исполнители

Результат

1.      Кадровое обеспечение работы с одаренными детьми

1.1.Создание творческой проблемной группы по реализации проекта

Сентябрь 2010

Зам. директора по УВР

 

Творческая группа

1.2.Профессиональные консультации педагогов и воспитанников по вопросам развития способностей

В течении года

Педагог-психолог

О.А.Никитина

 

1.3.Участие в семинарах (в том числе дистанционных) по вопросам работы с одаренными детьми на муниципальном, региональном уровне

В течении года

Зам. директора по УВР, руководители МО

Повышение квалификации по работы с одаренными детьми

1.4.Проведение тренингов с учителями  по вопросам работы с одаренными детьми

В течении года

Психолог,

зам. директора по УВР

 

2.      Научно-методическое обеспечение работы с одаренными детьми

3.       

3.1.Создание и изучение нормативных документов и методических рекомендаций по работе с одаренными детьми

Сентябрь-декабрь 2010

Руководители МО, зам. директора по УВР Н.К.Согласова

Обновленная нормативно-правовая база

3.2.Расширение библиотечного фонда  методической литературы с одаренными детьми

В течение года

 

 

3.3.Создание теоретической модели развития одаренности в условиях сельской школы.

Декабрь-январь

Руководитель творческой группы

Модель развития одаренности детей

3.4.Семинар «Особенности обучения школьников в условиях уровневой дифференциации»

октябрь

2011

Руководители МО, зам. директора по УВР

 

3.5.Проведение открытых мероприятий в рамках предметных недель.

В течение года по графику

Руководители КМО, зам. директора по УВР Н.КСогласова

Проведение уроков  с использованием современных педтехнологий. Анализ уроков.

3.6.Ввод материалов в школьный сайт, информирование о программе и ходе её реализации

В течение года

Мамедова Е.Н

 

3.7.Информирование общественности через СМИ о ходе реализации программы

1 раз в полугодие.

Руководитель творческой группы, Мамедова Е.Н

 

3.8.Научно-практическая конференция на базе ТШО по теме «Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы»

Апрель 2011г.

Зам. директора по УВР - Н.К.Согласова

Модели развития одаренных детей в условиях сельской школы.

3.Организационное обеспечение работы с одаренными детьми

 

3.1. Диагностика интеллектуального и творческого развития учащихся 2,4,7,8 классов

Октябрь-ноябрь

Педагог-психолог О.А.Никитина

Банк данных на основе мониторинга

3.2. Создание банка данных «Одаренные дети»

 Октябрь-декабрь 2010

Зам. директора по УВР – Н.К.Согласова, психолог О.А.Никитина, Вдовина Р.А.- зам по ВР

Банк данных

Система критериев и показателей

3.3. Организация работы  кружков, клубов, секций по интересам, спортивных секций

Сентябрь,

ежегодно

Директор, зам. директора по ВР Р.А.Вдовина

 

3.4. Развитие НОУ «Эврика», участие в региональных и федеральных проектах.

В течение года

Зам. дир-ра по УВР

Н.К.Согласова

 

3.5. Приобщение учащихся к научно-поисковой работе через активные формы деятельности

 В течение года

Зам. директора по УВР К.Согласова, руководители КМО

 

3.6.Подготовка и проведение  школьных предметных олимпиад

Ежегодно

Руководители КМО, зам. директора по УВР Н.К.Согласова

 

3.7. Подготовка обучающихся к районным, областным конкурсам и олимпиадам, всероссийским конкурсам «Золотое руно»,       « Русский медвежонок», «Кенгуру»; VII Всероссийской олимпиаде по основам наук.

В течение года

Зам. директора по УВР,

Директор, зам по ВР, педагог-организатор

Руководители КМО

 

3.8. Проведение отчетных концертов, выставок, праздников детского творчества, спортивных состязаний

не реже

1 раза в четверть

 

 

3.9. Организация и оказание помощи в проведении персональных выставок учащихся

В течение года

Зам по УВР Согласова Н.К., зам по ВР Вдовина Р.А.

 

3.10. Организация отряда «Поиск» для одаренных детей (в рамках  летнего лагеря труда и отдыха) на базе школы

Летний период (ежегодно)

Зам. директора по ВР Р.А.Вдовина, руководители МО

Создание благоприятных для здоровья учащихся условий

3.11. Систематизация работы школы по портфолио личных достижений обучающихся как основы индивидуальных образовательных программ.

В течение года

Зам по УВР Согласова Н.К., классные руководители

Портфолио учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Состав творческой группы

по реализации программы

«Работа с одаренными детьми в условиях сельской школы»

 

1.     Согласова Н.К .           

/зам. директора по УВР/

2.     Вдовина Р.А.

//зам. директора по ВР/

3.     Никитина О.А.             

/педагог-психолог/

4.     Засыпкина И.Д.            

/учитель математики/

5.     Хитунова Н.Г.                

/учитель географии/

6.     Иванова С.С.                  

/учитель фр.яз./

7.     Епанчинцева О.Ю.         

/учитель англ.яз./

8.     Черных З.А.                     

/учитель нач.классов/

9.     Юрина Т.А.                     

/учитель нач.классов/

10.                       Мамедова Е.Н.                 

/учитель информатики/

 

 

Директор школы _________/Жиделева И.Л./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Погода
Создать бесплатный сайт с uCoz