Официально Новопетропавловский школьный музей существует с 1974года.

Основателями музея являются Климов Иван Андриянович, Быкодоров Петр Васильевич, Попова Анастасия Ивановна.

Экспозиция музея имеет несколько разделов, посвященных истории края и села. Осмотр музея начинается со стендов, посвященных древнейшей истории края, которая редставлена в том числе и ценнейшими натуральными экспонатами –костями мамонтов и носорогов и китовым усом, а также керамикой бронзового века.

Далее представлена история возникновения и развития села Новопетропавловское. История села представлена легендами, рисунками, списком фамилий коренных жителей села, подлинной картой-схемой села конца 19 века, богатой коллекцией предметов быта, страницами истории села, а затем и колхоза «Урал».

Следующий раздел посвящен участникам Великой Отечественной войны из нашего села. Оформлены стенды с фотографиями, имеются альбомы биографий участников войны, некоторые документы и экспонаты.

Завершает экспозицию музея раздел об истории школы, которая существует уже 130 лет.

КОНКУРСНАЯ РАБОТА

ПО ТЕМЕ

«ЛЕГЕНДЫ РОДНОГО КРАЯ».

Вступление.

Данная работа содержит материалы, содержащие некоторые сведения по истории с. Новопетропавловское. В частности, она освещает историю происхождения названия села, а также исторических названий концов, краев села. Уже в процессе работы, сбора материала мы увидели важность нашей деятельности: оказалось, что молодежь и поколение среднего возраста уже не знают или почти не помнят названий большинства краев села. Старшее поколение помнит эти названия, но мало что знает о происхождении названий. Поэтому работа превратилась в своеобразное восстановление исторической коллективной памяти жителей села. Приобщенными к работе оказались не только ученики и учителя нашей школы, но и поселяне самых разных возрастов. В этом мы видим большое значение не только в реконструкции и сохранении преданий села, но и в сохранении духовных связей поколений.

1. История происхождения названия села.

Представление топонимов следует, наверное, начать с истории происхождения самого названия с. Новопетропавловское. Село возникло в конце XVII в. и, согласно архивным документам, село первоначально называлось Татарка. Первое упоминание о селе находится в подворной росписи селений Тобольского уезда от 9 августа 1719 г. Первоначальное название села связано с названием одной из речек: село расположено по берегам речек Барневки, Татарки, Черной. Именно р. Татарка имеет легенду о происхождении своего названия.

Легенда гласит: « Татарские воины часто совершали грабительские набеги на русские селения и уводили в полон русских девушек. Однажды, в отместку, русские удальцы совершили подобный набег на татарское поселение. Кроме добычи они увезли с собой молодую татарку. По дороге домой они остановились отдохнуть. Украденная девушка села на камень и горько заплакала. Капля за каплей – появился ручеек, ручеек превратился в ручей, который стал истоком речки. Эта речка и получила название Татарка».

Но уже в экономических примечаниях к планам генерального межевания по Шадринскому уезду, составленных в начале 40-х годов XIX в. село называется Петропавловским. Переименование села связано с появлением в нем церкви во имя святых апостолов Петра и Павла, сначала деревянной, а с 1842 г. каменной.

В «Списке населенных мест по сведениям 1869 года» село уже названо Новопетропавловское (Татарка). Название села видоизменено было очевидно потому, что в Шадринском уезде было еще одно старинное село Петропавловское.

2. Названия краев (концов) села.

Названия краев с. Новопетропавловское условно можно разделить на три группы:

1. Названия, связанные с личными именами жителей села.

2. Названия, связанные с месторасположением.

3. Названия, происхождение которых связано с каким-либо событием случаем.

К первой группе относятся такие названия краев как Колчин край, Жидилевка, Ворошиловка, Захаровка, Назимовка, Борисовка, Баграшовка.

В названиях использованы как личные имена, так и некоторые коренные фамилии сельчан: Жидилевы, Колчины, Назимовы.

Ко второй группе названий отнесем такие названия как Зачерновка (Зачерное), Выселки, Заимка. Название Зачерное получила та часть селе, которая находилась за р. Черной. Причем если в 1960 –е годы дома в этом крае стали исчезать и совсем исчезли, то сейчас началась новая застройка этого места. В Выселках, как утверждают жители села, сначала селились только приезжие, «чужие».

Самой интересной и самой загадочной является третья группа: Вавилоны, Вшивая Горка, Япония. Горшовка.

Горшовка – название, которое может быть связано с фамилией, но таких фамилий в истории села, по нашим сведениям, не встречается, может быть связано с прозвищем, а может иметь и иное происхождение.

Сведения о Вшивой Горке и Японии есть, но они противоречивы. Так происхождение названия Вшивая Горка некоторые объясняют тем, что этот конец в какое-то время овшивел и получил такое название, но другие с такой версией не согласны. Япония: первые объясняют происхождение названия отдаленностью данного края от села, вторые тем, что там, якобы, проживал кто-то из участников русско-японской войны начала ХХ в., третьи опровергают как первых, так и вторых, но объяснения дать не могут никакого.

Самым загадочным и пока необъяснимым является название конца, находящегося на въезде в село, Вавилоны.

Выполнили: участники

историко-краеведческого кружка

с. Новопетропавловское

Руководитель: Согласов Е. В.

2006 г.

Яндекс.Погода

Храм святых Петра и Павла

Село Новопетропавловское расположено на равнине при речках Татарке, Барневке, Черной. До построения храма и образования прихода наше село представляло из себя небольшую деревушку под названием Татарка. Сначала в селе была построена деревянная церковь, основание которой было приписано выходцам из соседней д. Таушкановой, находящейся в двух верстах от села. С постройкой в 1842 г. в Татарке каменного храма во имя святых Петра и Павла, прежнее название села было заменено новым – Петропавловское, а еще позже Новопетропавловское. Храм стал землевладельцем, ему принадлежало свыше 200 десятин земли.

Приход с. Новопетропавловское в 1902 г. состоял из жителей самого села, выселок Ключи и д. Таушкановой. В 1915 г. приход состоял из самого села и д. Таушкановой. Прихожан насчитывалось 4819 душ обоего пола.

Церковь была построена в честь святых Петра и Павла. День Петра и Павла – христианский праздник, отмечаемый 12 июля в честь «правоверных апостолов». В русском православии они почитаются как ученики Христа, которые последовательно вели исповедь его учения. Ныне праздник продолжает отмечаться главным образом в селах.

Так же при церкви существовал придел святой Екатерины. Святая Екатерина – святая мученица, одна из святых помощниц. Согласно преданию, была знатна и образованна, участвовала в философских диспутах, выступала с осуждением гонений на христиан. По приказу императора Максимина была подвергнута колесованию и обезглавлена. По легенде, ангел перенес ее тело на гору Синай, где его захоронили. День памяти святой Екатерины – 25 ноября.

По традиции храм стал первым источником образования. При храме возникла первая в селе школа – церковно-приходская. В ней обучались четыре мальчика. Все занятия проводил отец Молчанов. Церковно-приходская школа работала до открытия в селе земской школы.

Три раза в году возле храма проводились ярмарки в Петров и Екатеринин дни. Ярмарки организовывал сам храм, имевший пятнадцать палаток. В том числе и ярмарки сделали село торговым, большим, богатым.

После революции церковь, как и многие в стране, была закрыта. В ней был создан маслозавод.

На территории церкви находился дом священника церкви, но после революции, в 1923 г., там стала располагаться библиотека, а на втором этаже сельский клуб. В этом же здании проходили занятия ликбеза – школы для взрослых по ликвидации безграмотности. Сейчас это заброшенное здание. В клубе всегда было людно. Ставились спектакли самодеятельных артистов, читались лекции, работали различные кружки. С 1928 г. в клубе стали демонстрировать кино. Одна кинопередвижка до 1930 г. обслуживала несколько деревень. Кинофильмы возили на лошади. В клубе же проводились праздники – Дни урожая и коллективизации.

На территории церкви (сегодняшнего маслозавода) стоит могильный камень. После перестройки храма под завод, камень был снесен, могила утеряна. Уже в 1990-е годы камень снова установили на территории завода.

От бывшей церкви осталось перестроенное здание без куполов. Но хорошо видны остатки аркатурного пояса, осталась целой апсида храма. И глядя на эти детали бывшего храма, хочется верить в его возрождение.

Создать бесплатный сайт с uCoz