Официально Новопетропавловский школьный музей существует с 1974года. Основателями музея являются Климов Иван Андриянович, Быкодоров Петр Васильевич, Попова Анастасия Ивановна. Экспозиция музея имеет несколько разделов, посвященных истории края и села. Осмотр музея начинается со стендов, посвященных древнейшей истории края, которая редставлена в том числе и ценнейшими натуральными экспонатами –костями мамонтов и носорогов и китовым усом, а также керамикой бронзового века. Далее представлена история возникновения и развития села Новопетропавловское. История села представлена легендами, рисунками, списком фамилий коренных жителей села, подлинной картой-схемой села конца 19 века, богатой коллекцией предметов быта, страницами истории села, а затем и колхоза «Урал». Следующий раздел посвящен участникам Великой Отечественной войны из нашего села. Оформлены стенды с фотографиями, имеются альбомы биографий участников войны, некоторые документы и экспонаты. Завершает экспозицию музея раздел об истории школы, которая существует уже 130 лет.
|
|
КОНКУРСНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЛЕГЕНДЫ РОДНОГО КРАЯ». Вступление.
Данная работа содержит материалы, содержащие некоторые сведения по истории с. Новопетропавловское. В частности, она освещает историю происхождения названия села, а также исторических названий концов, краев села. Уже в процессе работы, сбора материала мы увидели важность нашей деятельности: оказалось, что молодежь и поколение среднего возраста уже не знают или почти не помнят названий большинства краев села. Старшее поколение помнит эти названия, но мало что знает о происхождении названий. Поэтому работа превратилась в своеобразное восстановление исторической коллективной памяти жителей села. Приобщенными к работе оказались не только ученики и учителя нашей школы, но и поселяне самых разных возрастов. В этом мы видим большое значение не только в реконструкции и сохранении преданий села, но и в сохранении духовных связей поколений. 1. История происхождения названия села. Представление топонимов следует, наверное, начать с истории происхождения самого названия с. Новопетропавловское. Село возникло в конце XVII в. и, согласно архивным документам, село первоначально называлось Татарка. Первое упоминание о селе находится в подворной росписи селений Тобольского уезда от 9 августа 1719 г. Первоначальное название села связано с названием одной из речек: село расположено по берегам речек Барневки, Татарки, Черной. Именно р. Татарка имеет легенду о происхождении своего названия. Легенда гласит: « Татарские воины часто совершали грабительские набеги на русские селения и уводили в полон русских девушек. Однажды, в отместку, русские удальцы совершили подобный набег на татарское поселение. Кроме добычи они увезли с собой молодую татарку. По дороге домой они остановились отдохнуть. Украденная девушка села на камень и горько заплакала. Капля за каплей – появился ручеек, ручеек превратился в ручей, который стал истоком речки. Эта речка и получила название Татарка». Но уже в экономических примечаниях к планам генерального межевания по Шадринскому уезду, составленных в начале 40-х годов XIX в. село называется Петропавловским. Переименование села связано с появлением в нем церкви во имя святых апостолов Петра и Павла, сначала деревянной, а с 1842 г. каменной. В «Списке населенных мест по сведениям 1869 года» село уже названо Новопетропавловское (Татарка). Название села видоизменено было очевидно потому, что в Шадринском уезде было еще одно старинное село Петропавловское. 2. Названия краев (концов) села. Названия краев с. Новопетропавловское условно можно разделить на три группы: 1. Названия, связанные с личными именами жителей села. 2. Названия, связанные с месторасположением. 3. Названия, происхождение которых связано с каким-либо событием случаем. К первой группе относятся такие названия краев как Колчин край, Жидилевка, Ворошиловка, Захаровка, Назимовка, Борисовка, Баграшовка. В названиях использованы как личные имена, так и некоторые коренные фамилии сельчан: Жидилевы, Колчины, Назимовы. Ко второй группе названий отнесем такие названия как Зачерновка (Зачерное), Выселки, Заимка. Название Зачерное получила та часть селе, которая находилась за р. Черной. Причем если в 1960 –е годы дома в этом крае стали исчезать и совсем исчезли, то сейчас началась новая застройка этого места. В Выселках, как утверждают жители села, сначала селились только приезжие, «чужие». Самой интересной и самой загадочной является третья группа: Вавилоны, Вшивая Горка, Япония. Горшовка. Горшовка – название, которое может быть связано с фамилией, но таких фамилий в истории села, по нашим сведениям, не встречается, может быть связано с прозвищем, а может иметь и иное происхождение. Сведения о Вшивой Горке и Японии есть, но они противоречивы. Так происхождение названия Вшивая Горка некоторые объясняют тем, что этот конец в какое-то время овшивел и получил такое название, но другие с такой версией не согласны. Япония: первые объясняют происхождение названия отдаленностью данного края от села, вторые тем, что там, якобы, проживал кто-то из участников русско-японской войны начала ХХ в., третьи опровергают как первых, так и вторых, но объяснения дать не могут никакого. Самым загадочным и пока необъяснимым является название конца, находящегося на въезде в село, Вавилоны. Выполнили: участники историко-краеведческого кружка с. Новопетропавловское Руководитель: Согласов Е. В.
2006 г.
|
Храм святых Петра и Павла
Село Новопетропавловское расположено на равнине при речках Татарке, Барневке, Черной. До построения храма и образования прихода наше село представляло из себя небольшую деревушку под названием Татарка. Сначала в селе была построена деревянная церковь, основание которой было приписано выходцам из соседней д. Таушкановой, находящейся в двух верстах от села. С постройкой в 1842 г. в Татарке каменного храма во имя святых Петра и Павла, прежнее название села было заменено новым – Петропавловское, а еще позже Новопетропавловское. Храм стал землевладельцем, ему принадлежало свыше 200 десятин земли.Приход с. Новопетропавловское в 1902 г. состоял из жителей самого села, выселок Ключи и д. Таушкановой. В 1915 г. приход состоял из самого села и д. Таушкановой. Прихожан насчитывалось 4819 душ обоего пола.Церковь была построена в честь святых Петра и Павла. День Петра и Павла – христианский праздник, отмечаемый 12 июля в честь «правоверных апостолов». В русском православии они почитаются как ученики Христа, которые последовательно вели исповедь его учения. Ныне праздник продолжает отмечаться главным образом в селах.Так же при церкви существовал придел святой Екатерины. Святая Екатерина – святая мученица, одна из святых помощниц. Согласно преданию, была знатна и образованна, участвовала в философских диспутах, выступала с осуждением гонений на христиан. По приказу императора Максимина была подвергнута колесованию и обезглавлена. По легенде, ангел перенес ее тело на гору Синай, где его захоронили. День памяти святой Екатерины – 25 ноября.По традиции храм стал первым источником образования. При храме возникла первая в селе школа – церковно-приходская. В ней обучались четыре мальчика. Все занятия проводил отец Молчанов. Церковно-приходская школа работала до открытия в селе земской школы.Три раза в году возле храма проводились ярмарки в Петров и Екатеринин дни. Ярмарки организовывал сам храм, имевший пятнадцать палаток. В том числе и ярмарки сделали село торговым, большим, богатым.После революции церковь, как и многие в стране, была закрыта. В ней был создан маслозавод.На территории церкви находился дом священника церкви, но после революции, в 1923 г., там стала располагаться библиотека, а на втором этаже сельский клуб. В этом же здании проходили занятия ликбеза – школы для взрослых по ликвидации безграмотности. Сейчас это заброшенное здание. В клубе всегда было людно. Ставились спектакли самодеятельных артистов, читались лекции, работали различные кружки. С 1928 г. в клубе стали демонстрировать кино. Одна кинопередвижка до 1930 г. обслуживала несколько деревень. Кинофильмы возили на лошади. В клубе же проводились праздники – Дни урожая и коллективизации.На территории церкви (сегодняшнего маслозавода) стоит могильный камень. После перестройки храма под завод, камень был снесен, могила утеряна. Уже в 1990-е годы камень снова установили на территории завода.От бывшей церкви осталось перестроенное здание без куполов. Но хорошо видны остатки аркатурного пояса, осталась целой апсида храма. И глядя на эти детали бывшего храма, хочется верить в его возрождение.
|